Эвенcкие женщины. Дальневосточный край, Охотский округ. Начало XX в.
В преданиях упоминаются две реки: Коркодон – река в Среднеканском районе, правый приток Колымы, Ясачная – река в Сусуманском районе Магаданской области и Верхнеколымском районе Якутии, левый приток Колымы.
«Фольклор юкагиров сохранил рассказ о первых встречах юкагиров с русскими. По одним рассказам эти встречи сопровождались столкновениями, другие – происходили мирно.
Согласно одному преданию, «русские пришли со стороны верховьев Колымы, спускаясь по последней на лодках или на плотах. Это произошло летом на устье Коркодона, «когда листья на рябине распустились, выросли травки полевые и пели пташки лесные…
Однажды вечером заметили, что плывет к ним сверху человек с шерстью на лице, с громадным, как шишка берёзы, носом, в котором две черные дыры, подобные норкам горностая.
И этот человек, с лесину ростом, видя, как пляшут на берегу у опушки леса раздетые девушки, пристал к берегу, подошел к ним и, схватив одну, потащил в лес. Увидя это, пришли мужчины с копьями и стрелами, убили его, бросили в реку и сказали: «Откуда ты (река) привела, туда и уведи»».
Другая легенда гласит: «Юкагиры были, с каменными топорами были, с костяными стрелами были, с ножами из реберных костей были, с нартами нартенные (люди) были. Лето когда наступало – (они) с челноками были. Так жили. Так, когда жили, зима пришла; та зима кончилась, снег кончился, лето настало – плыть собирались (хотели), плоты делали, челноки делали. Шамана (покойного) кости имели – те, взявши, качали, сало в огне жгли. Качая, сказали: «Нашего шамана кости, на нас зри, плыть хотим, к худу придем (зло настигнет), к добру придем (добро настигнет) – на нас зри!». Покачав, у края очага положили. Погодя немного поднимают – от земли не двигается. Старые старики сказали: «Эти, нашего шамана кости, что предвещают? Страсть».
Поплыли. В дороге, когда плыли, их плоты разбились – до берега с трудом добрались. Дома (урасы) поставили. Вечер настал – шамана заставили шаманить: «Посмотри, нашего шамана кости, что предвещают». Шаман шаманил, шаман сказал: «Вы поплывете, новый народ встретите – против того (ничего) острого отнюдь не направляйте, конца его не найдете (так его много). Это шамана кости предвещали, видно». Старики сказали: «В какой день покажется народ?» - «На третий день встретите». Старики сказали: «С каким обычаем (по наружности) человек (народ) будет?». Шаман сказал: «У рта с волосами человек будет, в черной одежде одет будет с головы до ног. Таков человек будет»… .
С описанием в данном предании предсказания шамана о встрече с русскими созвучна эвенская легенда, записанная на Верхней Колыме.
«Тунгусы были воинственными. Как только они встречали новых или незнакомых людей, они вступали в сражение с ними. У нас был великий шаман. Он предсказывал все, что должно произойти.
Когда к нему пришла старость, он убил жирного оленя и пригласил всех людей. После пиршества он ударил в свой бубен и сказал: «Через три дня я умру, но расскажу вам, что случится с вами после моей смерти. Я вижу: вы встретите новых людей, удивительных людей. Их олени тоже необычны. У наших оленей ноги имеют по два копыта, а их олени – одно полукруглое копыто, а на шее и спине растут длинные волосы. У них нет рогов, и они ужасно выглядят. А у людей длинные носы, белые глаза и волосатые лица. Они носят через плечи кожаные ремни, на которых висят сверкающие ножи, а на спине огненный железный лук. Встретив этих людей, не сражайтесь с ними. Их слишком много, и вы не сможете одолеть их. Теперь я высматриваю и вижу, как много людей вы встретите. Один конец толпы людей вижу, другого конца не видно.
Теперь вижу большой дом. Около него множество людей. Они держат во рту маленькие палочки с толстым дымящим концом. Дым будет очень густым. Дым будет очень вкусным. Из дома выйдет человек в сияющей как солнце одежде и повесит на ваши шеи блестящие амулеты на красной ленте. Это человек займет у вас место шамана. На своих оленях эти люди сидят не так, как сидим мы, а подбоченившись руками, сидят не на холке, а на середине спины.
Слушайте, так как я говорю с вами в последний раз. Снова я вижу новых людей. Таких же людей, как и мы, но говорящих на другом очень трудном языке. Вы никогда прежде не встречали их. Их волосы похожи на наши, но они ездят на собаках и сидят, расставив ноги, на деревянных оленях (Юкагирские нарты). Этим людям тоже не досаждайте, с ними в борьбу не вступайте. С этими людьми вы станете одной крови и будете говорить на одном языке».
Шаман умер, и после его смерти все произошло так, как он предсказал. Мы встретили юкагиров и стали с ними жить вместе на Ясачной и теперь говорим на их языке. Затем пришли русские и крестили нас».
Источник: Шадрин В.И. Присоединение «Юкагирской» земли: отражение в фольклоре.
из журнала magadansky где еще много интересных историй коренных народов Колымы
Journal information