Мяунджа - эвен. мэвундя – сердце. Поселок городского типа с населением чуть больше 1500 человек. Осваивать начали в конце сороковых годов, наибольший расцвет пришелся на 50-70 годы прошлого века. Тогда население вместе с з\к было больше 5000. Хотя местный говорят о восьми тысячах счастливых жилетей "сердца Колымы", но статистика приводит другие цифры. Жизнь поселка напрямую зависит от Аркагалинской ГРЭС, которая является и энергетическим резервом и поселкообразующим предприятием и вообще без нее посёлка бы и не было. Про станцию будет отельный рассказ, уж очень много судеб и историй с ней связано. А сейчас предлагаю вам прогуляться по поселку, посмотреть что было и что осталось.
Не смотря на то, что я жил буквально в пяти шагах от этой пятиэтажки, которая как новогодняя ёлка гирляндами, увешана сотами, слабенький EDGE появился только в 4 утра. Сносно заработал вотсапп и даже пара картинок загрузилась в инстаграм. Большего я выжать не смог.
Типичнная Мяунджа, где количество домов в которых люди еще живут практически равняется домам разрушенным.
В посёлке есть школа и детский сад. Он справа, выкрашен в цвета триколора. Школа имеет менее пафосный вид.
Пожарная часть.
Здание поселковой администрации и энергосбыта.
Вид на центральную улицу. Кстати, она даже совсем не Ленина, как в большинстве городов, но близка - улица Октября.
Памятник ВОВ
Как бы центральная площадь. Второй памятник ветеранам ВОВ и ёлка.
Как в любом уважающем себя посёлке здесь есть несколько магазинов и кафе.
Типичный вид с центральной улице. С одной стороны запустение и разруха, а с другой...
Новый дом. Ну, новый он постольку поскольку. Качественно общит панелями и может даже утеплен. Зимой тут морозы под -50. Кстати, когда мы приехали вечером было -35, а под утро распогодилось и всего -28, но при этом была высокая влажность и эти 28 вполне могли сойти если не -50, до за -40 точно. Сухие морозы не так обжигают. Повезло что был практически штиль, иначе снимать бы не смог.
Легендарное место. Бывший Дом Культуры поселка Мяунджа. Если верить некоторым записям, то спроектирован бывшим з\к Вилли Свечинским.
Как только закончили строительство клуба, в Мяунджу на гастроли зачастили московские и магаданские артисты. Магаданцы не уступали москвичам в мастерстве, а в самоотдаче превосходили их.
Из Магадана приехал Вадим Козин, отбывший заключение и не желавший никуда уезжать. Вышел на сцену старый артист, поддерживаемый аккомпаниатором, болезненный. И вдруг преобразился. Он широко развёл руки, повёл плечами, что-то тихо сказал и запел: «Милая, ты услышь меня…» Потом пел: «… при счастье все дружатся с нами, при горе нет у нас друзей». И слёзы в его глазах, и всем грустно и хорошо.
В клубе, после смерти Сталина, работала Комиссия по пересмотру дел заключенных. После долгого ожидания всё стало происходить слишком быстро. Каждое утро в здание клуба конвой приводил группу з/к строем. Из клуба люди выходили свободными.
Вот как вспоминают Мяунджу бывшие вольнонаемные рабочие и з\к:
Если рассматривать планировочное решение застройки долины, то Мяунджа – один из углов треугольника.
Второй угол – жилая зона лагеря на три тысячи заключенных. Она оцеплена рядами колючей проволоки со сторожевыми вышками. Внутри оцепления чёткий строй бараков на плацу. На пятьдесят з/к каждый барак.
Марк Гавриш в своей книге "Позови меня в день скорби" писал:
"Летом трудовой лагерь на АРЭКе (пос. Кедровый. -прим. А.К.) ликвидировали, заключенных перебросили на строительство основного объекта в поселок Мяунджа. Порадовали бараки: на высоком фундаменте, стены сработаны крепко, бревна оштукатурены, крыши покрыта белым шифером. Через большие окна проходит много света. Новенькие спальные вагонки заправлены. Прошел слух, что помимо столовой и санчасти здесь есть баня, прачечная, сапожная и портновская мастерские, недаром зону быстро перекрестили в городок.
В промзоне вырастали корпуса бетонного завода, арматурного цеха, мехмастерских, автогаража. Вырисовывался и главный корпус стройки - теплоэлектростанция.
Срочно провели перепись зэков, нужно было знать их специальность. Каменщиков и штукатуров к работам допустили первыми. За ними на стройку вышли электромонтажники, слесари, токари, газо- и электросварщики."
Что касается Д-2, то от него следов почти не осталось. Согласно неким приказам, после того как закрывались лагеря их надлежало сравнять с землёй
Александр Крылов для проекта Призрачная Колыма.
Читайте так же:
Призрачная Колыма: ОЛП "Лесное". Лагкомандировка 23/15
Призрачная Колыма: Верхний Сердях. Поездка в лагерный пункт "32/30"
Призрачная Колыма: Рудник "Днепровский"
Список всех частей проекта смотрите здесь.
Предлагаем поддержать проект, а летом самим совершить путешествие в "Призрачную Колыму". Заинтересовались?
Друзья, если у вас есть фотографии Магадана и поселков Магаданской области 30-50х годов ХХ века, присылайте их пожалуйста вместе со своими рассказами и комментариями на blog@alkrylov.ru
За помощь в поездке спасибо пресс-службе Магаданэнерго. Ждите пост про "жемчужину Колымы" Аркагалинскую ГРЭС
Понравился пост? Добавляй автора в друзья и поделись записью со своими подписчиками:
Journal information